Яндекс.Метрика Стандарт дошкольного образования
Управление образования и молодёжной политики администрации городского округа город Чкаловск Нижегородской области

В последнее десятилетие обеспечение благополучного и защищенного детства стало одним из основных националь¬ных приоритетов России. Проблемы детства и пути их реше¬ния нашли своё отражение в концепции долгосрочного соци¬ально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, в концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, в майских указах президента, в стратегии инновационного развития России, в Федеральном законе об образовании 2012 года. В Федеральном законе об образовании новый статус дошколь¬ного образования определён как уровень общего образова¬ния. Образовательные стандарты дошкольного образования, которые необходимы каждому уровню, были разработаны впервые и представлены для широкого обсуждения в июне-июле 2012 года. Утверждены приказом Министерства образования и науки Российской Федерации 17 октября 2013 г. № 1155 и вступили в силу с 1 января 2014 года.


Цели стандарта:

  • Обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребёнка в получении качественного дошкольного образования.
  • Обеспечение государственных гарантий уровня и каче¬ства образования на основе единства обязательных требо¬ваний к условиям реализации основных образовательных программ, их структуре и результатам.

Обоснованы главные принципиальные позиции построения стандарта:
1. Специфика дошкольного детства и поддержка его разнообразия;
2. Сохранение уникальности и самоценности дошкольного детства как важного этапа в общем развитии человека;
3. Полноценное проживание ребёнком всех этапов дошкольного детства, амплификация (обогащение) детского развития;
4. Создание благоприятной социальной ситуации разви¬тия;
5. Содействие и сотрудничество детей и взрослых в про¬цессе развития детей;
6. Вариативность организации дошкольного образования.

В ФГОС ДО определены требова¬ния непосредственно к условиям, структуре и результатам.
Результаты представлены как целевые ориентиры- это целевые ориентиры образования в раннем возрасте и целевые ориентиры образования на этапе завершения дошкольного образования. Следовательно, найден принципиально новый подход к результатам дошкольного образования, в отличие от стандартов школьного образования

В требованиях к структуре определены пять образовательных областей:

  • социально-коммуникативное развитие;
  • познавательное развитие;
  • речевое развитие;
  • художественно-эстетическое развитие;
  • физическое развитие.

Требования к условиям: это требования к кадровым условиям и требова¬ния к психолого-педагогическим условиям.Стать воспитателем в детском саду может только профессионально подготовленный человек. Случайных людей в детском саду больше не будет.
В стандарте учитываются индивидуальные потребности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие особые условия получения им образования, индивидуальные потребности отдельных категорий детей, в том числе, с ограниченными возможностями здоровья, что является особо важным для учреждений компенсирующего вида. Стандарт большое внимание уделяет взаимодействию ДОУ и семьи.
Родители — реальные участники образовательного процесса. В стандарте подчеркнут личностно-ориентированный и гуманистический характер взаимодействия взрослого и ребенка, а также сохранение самоценности детства.
ФГОС дошкольного образования призван нормативно обеспечить государственные гарантии равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования. В центре проекта стандарта находятся требования к условиям, в том числе психолого-педагогическим, кадровым, материально-техническим и финансовым.
В отличие от других образовательных стандартов, стандарт дошкольного образования не предусматривает проведение аттестации детей при освоении ими образовательных программ, а требования к результатам представлены в виде целевых ориентиров: инициативность и самостоятельность ребенка, уверенность в своих силах, положительное отношение к себе и другим, активное взаимодействие со сверстниками и взрослыми, способность ребенка к фантазии, воображению, творчеству, любознательность, способность к волевым усилиям и принятию самостоятельных решений и др.

Приказ Минобрнауки РФ № 1155 от 17.10.2013 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»